Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей в обучении математике умственно отсталых школьников специалисты называют овладение ими доступных математических знаний, умений и навыков, которые будут активно ими использоваться в повседневной жизни и в будущей профессии.
В.А.Крутецкий в своих трудах указывает на тот факт, что для успешного овладения математикой как учебным предметом необходимо наличие способности воспринимать материал формализовано (схватывание формальной структуры задачи), также важно уметь быстро обобщать как объекты, так и отношения, действия.
Также затруднительно усвоить тот или иной математический прием без способности мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), важна гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, наличие математической памяти (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним) [5].
Вышеописанные способности менее всего развиты у умственно отсталых школьников, что максимально затрудняет усвоение математики и математических приемов данной категорией учащихся.
Стоит заметить, что дети с умственной отсталостью обладают следующими индивидуальными особенностями: мышление обладает конкретностью, слабость регулирующей роли мышления, ее некритичность [10,С.45]. Специалисты также наблюдают наличие недостатков памяти. Данная особенность распространяется на запоминание всех видов материала, в том числе наглядного и словесного. Внимание обладает неустойчивым характером, дети часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться на объекте изучения.
Также наблюдается низкий уровень восприятия, о чем свидетельствует ограниченность и недостаточность, а также фрагментарность знаний детей об окружающем мире [20,С.79].
В процесс обучения математике детей с отклонениями в развитии важно учитывать, что усвоение материала не должно происходить путем механического заучивания. Знания, получаемые на занятиях, должны быть осознанными для их успешного использования в повседневной жизни. Важную роль играет использование занятий, включающих момент самостоятельного поиска решения занятия.
Для успешного обучения детей с отклонениями в развитии важную роль играет учет их индивидуальных особенностей, оказывающих значительное влияние на скорость усвоения информации. Ее объем и другие составляющие процесса обучения.
Исходя из этого, проблема изучения процесса формирования вычислительных навыков у обучающихся младших классов с умственной отсталостью с целью выявления особенностей их сформированности, интерпретации полученных данных и определения путей коррекции и развития на дальнейших этапах обучения является актуальной.
Анализируя методические основы преподавания математики в коррекционной школе можно сделать вывод, что педагогами активно используются инновационные дидактические приемы, отобранные в соответствии с особенностями умственной деятельности учащихся с отклонениями в развитии. В то же время данный вопрос не теряет своей актуальности, с чем связан выбор темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения математике умственно отсталых школьников.
Предмет исследования- особенности обучения внетабличному умножению и делению умственно отсталых школьников.
Цель исследования — охарактеризовать особенности обучения внетабличному умножению и делению умственно отсталых школьников., разработать эффективный комплекс упражнений, соответствующий индивидуальным особенностям младших школьников с нарушениями интеллекта.
Термин «умственная отсталость» был предложен Г.Е.Сухаревой.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику умственно отсталым детям;
2. Выявить особенности обучения математике умственно отсталых детей;
3. Составить комплекс дидактических игр и упражнений, используемых для обучения внетабличному умножению и делению умственно отсталых школьников
Методы и методики исследования:
Теоретические методы: анализ и обобщение психолого- педагогической литературы;
Материалы исследования могут быть применены в практике работы коррекционных образовательных учреждениях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Понятие «ребенок с интеллектуальными нарушениями» включает в себя самых разных по уровню развития детей, объединенных наличием каких-либо повреждений мозга.
Наличие органического поражения ЦНС является последствием появлению различных нарушений высшей нервной деятельности, что, в свою очередь приводит к возникновению отклонений в познавательной деятельности умственно отсталых детей.
В связи с вышеперечисленным нарушениями у таких детей наблюдаются следующие особенности: новые условные связи, лежащие в основе воспитания и обучения, формируются медленнее, чем у нормально развивающихся детей; дети с отклонениями в развитии плохо ориентируются в окружающей обстановке, они плохо воспринимают и применяют на практике те или иные правила, у них наблюдается инертность нервных процессов, также нарушено равновесие процессов торможения и возбуждения, они склонны к частому охранительному торможению, у них снижена пластичность центральной нервной системы[4, c.185].
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается наличие стойких нарушений всей психической деятельности, которое находит отражение в сфере познавательных процессов. При этом специалисты отмечают, что для таких детей характерно не просто отставание в развитии, но и глубокое своеобразие и познания, и личностных проявлений.
В итоге, ни в коем случае нельзя приравнивать нормально развивающихся детей более младшего возраста и детей с отклонениями, так как обе эти категории абсолютно различны в процессе развития, их познавательная деятельность развивается в разных полюсах.
Такие дети имеют способности к развитию, но данный процесс проходит более медленно, чем у других детей, при этом результатом такого развития становится внесение качественных изменений в психическую деятельность, а также в личностную сферу.
Л.С.Выготский выдвигал положение о единстве закономерностей аномального и нормального развития, что даёт основание делать вывод о трактовке развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями исходя из концепции развития нормального ребёнка. Вышесказанное позволяет сделать вывод об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и ребенка с отклонениями [12, c.85].
В ситуации диагностирования умственной отсталости можно говорить о тяжелом, тотальном органическом поражении головного мозга, которое может иметь как наследственный, так и приобретаемый характер.
В ситуации активной логопедической работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, данный недостаток может не отразиться на устной речи взрослеющего подростка. Данные отклонения после корректировки логопедом не будут мешать ребенку читать, понимать любой текст, но при этом он возможно будет постоянно совершать ошибки в письменной речи.
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Остановимся кратко на каждой из функций отдельно [5, c.62].
Ощущения и восприятия
Восприятие и ощущение умственно отсталых детей также имеет ряд особенностей, которые были предметом исследований таких специалистов, как К.И.Вересотская. Е.М.Кудрявцева и др.
Восприятие таких детей имеет замедленный темп, а также одновременно наблюдается значительное сужение объема воспринимаемой информации.
Данные особенности объясняются движением взора, соответственно, умственно отсталый ребенок плохо ориентируются на новой местности и в непривычной для него ситуации.
Мышление.
Среди особенностей процессов мышления стоит отметить бедный характер наглядных и слуховых представлений. Недостаточное развитие речи, отсутствие игрового опыта – все это мешает полноценному развитию мышления.
Недостаточно развитое логическое мышление приводит к появлению у детей затруднений в процессе понимания явлений окружающих явлений. Фразы и слова с переносным смыслом ребенок не воспринимает вообще, при этом предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы / Т.В. Алышева //Дефектология. - 1992. - № 4. - С.78-80.
2. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков// Начальная школа. - 2013. - №11. - С.79-82.
3. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Владос, 2005. – 136 с.
4. Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология. - 1994. - № 4. - С.56-60.
4. Деменева Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: Курс лекций. Н.Новгород: НГПУ, 2006. – 128 с.
5. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. — М., 1992. - 256 с.
5. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – В.: Панорама. - 2006. - с.176.
6. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. — М., 2004. – 236 с.
7. Матасов Ю.Г. Особенности восприятия и понимания основ наглядной геометрии учениками младших классов вспомогательной школы //Дефектология. — 2002. — № 5. – С.68-75.
8. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. — М., 2005. – 325 с.
9. Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М., 2007. – 302 с.
10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.— М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 267 с.
11. Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. —432 с.
12. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. —512 с.
13. Перова М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5—9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. —С. 29—43.
14. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. — М., 1997.- 236 с.
15. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.—2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.—144 с.
16. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.
17. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989. – 245 с.
18. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. — М., 1992. – 289 с.
19. Программы для 0—4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). — М., 1997. – 325 с.
20. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. — М., 1991.- 236 с.
21. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики //Дефектология. — 1985. — № 3. – С.56-65.
22. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. Вузов и ун-тов: М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
23. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.— М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 390 с.
24. Фаддейчева Т.И. Обучение устным вычислениям: тетради с печатной основой "Учись считать устно" // Начальная школа.- 2003.- № 10.- С. 66-69.
25. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики, 1999.- 520 с.
26. Шеина И.М. Трудности выполнения умственно отсталыми школьниками вычислительных операций с многозначными числами // Дефектология. — 1994. — № 4.- С.46-52.
27. УМК «Школа России» / сост.: А.А.Пешаков. Дата обновления: 01.11.2017. URL: http://shkolanach.ru/011 (дата обращения: 22.05.2019).
28. УМК «Гармония». Дата обновления: 01.11.2017. URL: http://www.umk-garmoniya.ru/(дата обращения: 22.05.2019).